Коррекция и развитие личности обучающихся осуществляется в двух направлениях: развивающая работа и психокоррекционная работа в школьной практике. При решении коррекционно-развивающих задач обучения так же учитывается специфика коммуникативной системы обучения учащихся с нарушением слуха языку, формирования у них речевого поведения.
Коррекция и развитие когнитивного компонента деятельности
Развивающее направление осуществляется через системный подход к развитию познавательной сферы учащихся. В учебный план введены занятия «Развитие познавательных процессов» в 0 – 12 классах по следующим программам:
Программа «Коррекция когнитивного развития детей с нарушением слуха» для 0 - 7 классовII отделения II варианта и 0 - 8 классы II отделения III варианта, автор Буркова Т. В. (рецензия и дополнение к основной рецензии НГПУ, диплом за 2 место в межрегиональном конкурсе «Лидер в образовании» в рамках Сибирской ярмарки «УчСиб – 2005»). Аннотация.
Программа «Развитие познавательных процессов на математическом материале в старших классах школы II вида», автор Буркова Т. В (рецензия и дополнение к основной рецензии НГПУ). Аннотация.
Коррекционное направление является приоритетным. Психическое развитие детей с нарушением слуха – это своеобразный путь развития, совершающийся в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Особенности психического развития детей, имеющие комплексные нарушения проявляются, прежде всего, в недоразвитии психомоторного уровня, формирование сенсорных эталонов затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Произвольная регуляция деятельности (регуляторная зрелость) является параметром, определяющим всё поведение ребёнка.
Для такой категории учащихся Казаковой О. А. разработана программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов у детей с комплексными нарушениями в развитии», Аннотация (в 2010 году представленный опыт работы был отмечен на выставке УЧСИБ-2010 дипломом I степени в номинации «Методический фильм»), в структуре которой отражены три содержательные линии:
в дошкольном отделении реализуется программа «Коррекция психомоторики и развитие сенсорных эталонов»;
в 1-4 классах (в учебном плане III вариант обучения) программа «Формирование произвольной регуляции деятельности у учащихся начальных классов»; (с 2013 года для обучающихся по ФГОС программа реализуется в рамках внеурочной деятельности);
в 1-9 классах (в учебном плане обучающихся по вспомогательной программе) «Коррекционно-развивающие занятия для учащихся со сложной структурой дефекта».
Коррекия и развитие эмоционально – волевой сферы, личностных особенностей обучающихся
В рамках оказания помощи в адаптационные периоды введены циклы психокоррекционных занятий:
в дошкольном отделении «Воспитание сказкой» в котором выделяется два направления: развитие навыков общения и коррекция эмоционального состояния;
в 1 классе в сентябре-ноябре «Мы первоклассники»;
в 1-4 классах проводится серия тренингов и циклы корекционных занятий, направленые на психокоррекцию поведения, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии;
в 5классах IIотделения II варианта и 7 классах II отделения III варианта проводится цикл адаптационных встреч с детьми «Новичок в средней школе» в рамках программы «Адаптация».
Занятия организованы в системе взаимодействия: обучающиеся – воспитатель - учитель - родители –психолог.
Коррекционная работа с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы проводится с учётом методических рекомендаций М.Э.Вайнер (презентация «Неконструктивное поведение детей как психолого – педагогическая проблема):
коррекционно – развивающие занятия с детьми «группы риска»;
индивидуальные занятия с детьми, имеющими дезадаптивные состояния в рамках ШПМПк. |